Наказание коллектора за неправомерные звонки по телефону

Наверняка каждый из нас слышал ужасающие истории о бесчинствах коллекторов. И хотя сейчас действия коллекторских агентств стали гораздо строже регламентироваться законом, от их агрессивных выпадов по-прежнему никто не застрахован. Однако любые незаконные действия должны быть пресечены. В случаях, когда коллекторы переходят рамки закона и вместо того, чтобы искать компромисс с должником, начинают угрожать, приходится идти в наступление.

В этот статье мы расскажем, куда обращаться и как составлять жалобы, чтобы законными методами поставить назойливых кредиторов на место.



Куда жаловаться на угрозы коллекторов

Надзор за коллекторами возложен на несколько ведомств. С 15 декабря 2016 года Указом президента надзор за деятельностью коллекторских агентств передан Министерству юстиции и Федеральной службе судебных приставов. Но жаловаться туда бессмысленно, так как Минюст занимается нормативно-правовым регулированием деятельности коллекторов, а ФССП осуществляет государственный контроль.

Для начала на угрозы, поступающие со стороны коллектора, надо жаловаться в само коллекторское агентство (руководителю) и в банк, интересы которого представляют коллекторы. Это если и не остановит поток угроз в твой адрес, то, по крайней мере, даст понять серьезность твоих намерений. Возможно один только рассказ о твоих планах пожаловаться в полицию и прокуратуру остудит пыл звонящего и вам удастся урегулировать вопрос спокойно, цивилизованно и в рамках закона.

Кроме того, можно оставить комментарий о сложившейся ситуации на сайте banki.ru. Банки, которые дорожат своей репутацией, чаще всего обращают внимание на отзывы в крупных интернет-сообществах.

Если же по-хорошему решить вопрос не получается, самое время обращаться в соответствующие инстанции.

Жалобы в Центробанк

Если ты решил бороться с банком и коллекторами своими силами, одним из наиболее эффективных способов будет жалоба на нарушение твоих прав в Центральный банк России. При этом нужно помнить, что эта организация контролирует соблюдение законодательства только в банковской сфере. Например, Центробанк совершенно не интересуют угрозы, вымогательство и прочее – этим занимаются правоохранительные органы. Соответственно, в своем заявлении вы должны перечислить только нарушения банковского законодательства, не вдаваясь в лишние детали.

В этой сфере наиболее распространенными являются два типа нарушений. Во-первых, часто банк передает право требования коллекторам, хотя такая возможность не оговаривается должным образом в кредитном договоре. Во-вторых, многие действия банка и коллекторов можно считать разглашением банковской тайны. В качестве примера можно привести ситуации, когда коллекторы приходят к тебе домой и громко высказывают претензии по поводу кредита (что могут слышать соседи), или тем более когда аналогичные претензии высказываются по телефону твоим родственникам и знакомым.

Допущенные коллекторами и банком нарушения необходимо изложить юридически грамотно и по возможности кратко. Для этого можешь воспользоваться образцом жалобы:


Скачать образец заявления в Центробанк в word-формате


Жалобы в надзорные инстанции

НАПКА

Действия коллекторов можно обжаловать в Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА). Сразу оговоримся, что жалоба в НАПКА возымеет действие только в отношении членов данной ассоциации. Участники ассоциации дорожат своим статусом и делают все, чтобы бизнес по сбору долгов приближался к западным стандартам. Соответственно, если сотрудники фирм, состоящих, в данной организации перегибают палку, на них можно смело нажаловаться.

Сложного ничего нет - нужно заполнить форму на сайте, описать саму претензию. Естественно, без оскорблений и нецензурной лексики. После рассмотрения жалобы будет вынесено решение - конечно же, тебя уведомят об этом по оставленным контактным данным. Но надеяться только лишь на НАПКА не стоит, ведь они стоят по другую сторону баррикад. Советуем параллельно обратиться в другие организации, о которых речь пойдет далее.

Роспотребнадзор

Поскольку должник не является потребителем услуг коллекторского агентства (его клиентом), пожаловаться на их некачественное оказание в Роспотребнадзор он не сможет. Однако, как клиент банка, который либо переуступил долг, либо поручил коллекторам его взыскание, гражданин вправе написать жалобу на своего кредитора. Другими словами, жалоба, направляемая в Роспотребнадзор, должна касаться именно некачественного оказания услуги финансовой, а не коллекторской организацией. Сообщая в ней о психологическом или физическом давлении коллекторов, заявителю следует сделать акцент на том, что они явились следствием нарушений, допущенных банком.

В частности, гражданин вправе пожаловаться на следующие неправомерные действия кредитного учреждения:

  • разглашение доверенных ему личных сведений;
  • неуведомление заемщика о смене кредитора (на коллекторское агентство);
  • нарушение процедуры передачи прав на денежный долг.

Для направления жалобы в Роспотребнадзор достаточно заполнить обращение на сайте организации, указав следующие данные:

  • ФИО, email заявителя;
  • Субъект Российской Федерации, на территории которого находится предприятие, учреждение, фирма, организация, на действия, решения которой ты жалуешься;
  • Субъект Российской Федерации, на территории которого ты проживаешь;
  • Тематика обращения (в вашем случае «Некачественное оказание услуг банками и другими кредитными учреждениями»);
  • Текст обращения.

Среди документов, прилагаемых к жалобе, обязательно должен быть кредитный договор, подтверждающий деловые взаимоотношения с банком. Размер жалобы не должен превышать 2000 символов. После подачи обращения в течение 30 дней Роспотребнадзором должна быть проведена проверка коллектороского агентства, на которое была подана жалоба.

Так же можно отправить жалобу по старинке. Вот образец:


Скачать образец жалобы в РосПотребНадзор на звонки коллекторов


Роскомнадзор

Если коллекторы распространяют личные данные должника, информируют третьих лиц о сумме задолженности, отказываются удалять номер из базы обзвона, получают информацию из незаконных источников и т.д., то рекомендуем подать жалобу в Роскомнадзор. Ниже образец жалобы на коллекторов в Роскомнадзор:


Скачать образец жалобы на коллекторов в Роскомнадзор


Коллекторы вынуждены реагировать на запросы, поданные через РКН, ведь в противном случае им могут вынести довольно существенные штрафы за нарушение законодательства об обработке персональных данных.

В обращении необходимо указать следующую информацию:

  • детализацию звонков от коллектора (можно скачать эти данные из личного кабинета мобильного оператора или обратиться в салон связи);
  • аудиозапись разговоров (при наличии);
  • скан кредитного договора (если есть договор непосредственно с коллекторским агентством, а не с банком);
  • дата заявления в коллекторское агентство с просьбой прекратить обработку твоих персональных данных;
  • всю известную контактную информацию о коллекторе.

Заявление в полицию

Если общение с коллекторским агентством находится в начальной стадии, то прежде всего нужно определить правовые основания для дальнейшего продолжения диалога. В этом случае целесообразно написать письмо-заявление взыскателям долгов и запросить у них документы, которые будут подтверждать передачу банком твоего долга коллекторам. Если ты общаешься с коллекторами по телефону, попроси прислать эти документы в виде копий на твою электронную почту. Они потребуются для того, чтобы указать в заявлении, на кого собственно подается жалоба. Если же тебе отказываются предъявлять документы, называть свои ФИО и должность - просто прерывай телефонный разговор и вноси номер в черный список.

Сбор информации для обоснования заявления

Если ты понимаешь, что в действиях коллекторов усматривается нарушение твоих законных прав и интересов, то факты нарушения закона необходимо тщательно фиксировать.

  • Собери свидетелей. Заручись согласием родственников, соседей, друзей, коллег дать свидетельские показания, подтверждающие твои слова о незаконных действиях коллекторов.
  • Фиксируй разговоры с сотрудниками коллекторского агентства при помощи записи на аудио (видео) устройства. Подойдет и обычная запись на диктофон, который имеется практически в каждом мобильном телефоне.
  • По возможности установи в квартире видеокамеры для того, чтобы визит коллекторов и их хулиганские, противоправные действия попали под прицел их объективов.
  • Сохраняй всю корреспонденцию, поступающую в твой адрес от коллекторов.

Все эти материалы в совокупности составят доказательную базу, подтверждающую факты, изложенные в твоем заявлении.

Как правильно изложить факты в заявлении

Теперь рассмотрим, как должно выглядеть заявление с точки зрения делопроизводства. Правила написания заявлений схожи. Документ подобного рода должен иметь следующую структуру: “шапка”, заголовок, описательная часть, твои требования и перечень приложений. В конце документа ставится дата написания и подпись заявителя, которой ты заверяешь подлинность сведений, изложенных в заявлении.

Большинство людей не имеют юридического образования и закон не требует от тебя давать квалификацию действий коллекторов, ссылаясь на статьи и пункты кодексов. В описательной части заявления необходимо просто перечислить действия коллекторов, которые, по твоему мнению, имеют признаки правонарушения. Не забудь указать точное время произошедшего и название коллекторского агентства, сотрудники которого нарушили закон.

В требовательном разделе заявления необходимо написать, какие варианты развития событий желательны. Попроси провести проверку коллекторского агентства, проверку законности действий его сотрудников, потребуй возбудить уголовное дело в отношении нарушителей.

Не забудь, что приложения доказательства противоправных действий коллекторов нужно не только перечислить в заявлении, но и приложить копии документов, аудио (видео) записи и другие доказательства к заявлению. Обвинения без приложения доказательств будут голословными и шансы получить какую-то реакцию от полиции минимальны.

Как подать жалобу в полицию

Заявление на противоправные действия работников коллекторского агентства подают в отдел внутренних дел по месту жительства. Можно также подать заявление в отделение полиции, к которому прикреплен участок, где расположен юридический адрес коллекторского агентства. Оба варианта являются правильными, выбирай удобный для тебя. Пострадавший должен принести документы лично. При визите в полицейский участок не забудь взять с собой документы, подтверждающие личность (паспорт). Без этого документа заявление вряд ли примут.

На сайте МВД РФ есть сервис, который определит твоего участкового и твой отдел полиции, их телефоны, адрес, сайт.

После принятия дежурным инспектором заявления с сопутствующим пакетом документов, тебе выдадут талон-уведомление, который будет свидетельствовать о твоем обращении. Не забудь оставить одну копию заявления себе, а вторую направить в адрес коллекторского агентства, на которое ты жалуешься.

Этот образец заявления поможет тебе сориентироваться при составлении жалобы на коллекторов в полицию:


Скачать образец заявления в полицию на звонки коллекторов


Сколько ждать рассмотрения заявления

Срок рассмотрения заявления органами правопорядка составляет 10 календарных дней. По истечении этого времени, на основании п.2 ст. 145 УПК РФ, тебя должны уведомить в возбуждении уголовного дела в отношении коллекторов либо об отказе в его возбуждении.

Если противоправные действия коллекторов попадают под статьи Кодекса об административных правонарушениях, то в течение 15 дней сотрудник полиции обязан рассмотреть административный материал и по истечении этого срока, передать его в суд, либо вынести постановление о прекращении производства по делу.

Если полиция отказала в возбуждении уголовного дела, или прекратила производство по административному материалу, не стоит считать свои действия бесполезными, а время – напрасно потраченным. Действия полиции всегда можно обжаловать в прокуратуре и суде и заставить сотрудников полиции довести дело до логического конца.

Обращение в прокуратуру

Необходимо уяснить для себя, что прокуратура – надзорный орган. То есть, она выполняет исключительно контроль над деятельностью финансово-кредитных организаций и коллекторов. Непосредственные (по факту правонарушения) заявления и жалобы заемщиков на противоправную деятельность коллекторов, принимают полиция, Роспотребнадзор, Роскомнадзор, НАПКА, Центральный банк РФ. Другое дело, когда какая-либо из надзорных инстанций отказала в удовлетворении твоих требований, изложенных в жалобе. Например, полиция отказала в возбуждении уголовного дела и проведении проверок по твоему заявлению об угрозе жизни и здоровью со стороны коллекторов. В этом случае надо обжаловать в прокуратуру постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Какие данные должна содержать жалоба

Для того, чтобы прокурор мог рассмотреть жалобу и принять меры прокурорского реагирования, в ней должны содержаться следующие сведения:

  • ФИО, адрес регистрации, адрес фактического проживания (если он не совпадает с местом регистрации), контактный телефон заявителя;
  • Перечень конкретных фактов, которые нарушают (с твоей точки зрения) права заявителя;
  • Правовая квалификация этих фактов. Если ты не понимаешь, какой из российских законов нарушается, не обязательно обращаться к юристу за консультацией. Дай собственную, примерную оценку противоправным действиям. Прокурор, рассмотрев твое обращение, самостоятельно квалифицирует действия коллекторов;
  • Просьбу о проведении прокурорской проверки по фактам, изложенным в жалобе, и просьбу сообщить тебе результаты этой проверки;
  • Копии документов, подтверждающие факты, изложенные в жалобе.

Образец заявления:


Скачать образец заявления в прокуратуру на звонки коллекторов


Как и куда отправить жалобу

Жалобу с приложениями можно отправить в прокуратуру почтой. Заказным письмом с уведомлением и описью вложения.

Если твое обращение не требует приложения большого количества дополнительных документов, которые будет сложно отсканировать и приложить в виде электронных копий к заявлению, то жалобу можно подать в интернет-приемной Генеральной прокуратуры РФ. Рассмотрев заявление, работники прокуратуры самостоятельно переадресуют его прокурору по месту твоей регистрации.

Можно отнести лично в районную прокуратуру по месту регистрации. В этом случае жалобу следует подготовить в двух экземплярах. Специалист, принимающий документы, должен зарегистрировать твою жалобу и на втором экземпляре поставить входящий номер, дату, должность и ФИО принявшего.

Сроки рассмотрения жалоб

Сроки рассмотрения жалоб регламентируются Приказом Генеральной прокуратуры № 45 “Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации”.

Если твоя жалоба требует дополнительных проверок, то в течении семи дней со дня получения жалобы, прокуратура уведомит тебя письменно об их проведении. Если проведение проверки по жалобе не требуется, ты получишь ответ в 15-дневный срок, без предварительного письменного уведомления.

В любом случае срок рассмотрения жалобы прокуратурой не может превышать 30 дней с момента регистрации заявления.


Желаем тебе успехов в этой нелегкой борьбе с коллекторским произволом!


Поделись этой инфой со своими:

Посмотреть другие советы Узнать кто звонил