Наказать смс-спамеров

Телефонный спам — эпидемия 21 века. Выгодный кредит, подтяжка лица, лечебные чаи, скидка в салоне штор — вот далеко не полный список навязчивых предложений, которые мы получаем ежедневно. Спамеры настигают нас в роуминге, на переговорах, в ожидании важного звонка — всегда невовремя. И речь идет не только о телефонных звонках, но и об смс-сообщениях.



Человек и закон

К сожалению, не всякое смс-сообщение рекламного характера может караться законом. Существует масса легальных способов включить абонента в рекламную рассылку. И с каждым днем эти методы совершенствуются. Например, ты пополнял счёт через специальные автоматы. Пару раз нажал под длинным скучным текстом «Согласен», ввел свой номер, закинул пару купюр. Поздравляем, с вероятностью 90% ты подписался на рассылку SMS рекламного характера. О скидочных картах и говорить нечего - все давно знают, что за получение подобного рода бонуса придется поплатиться. Практически в любой анкете на скидочную карту есть пункт, по которому держатель карты соглашается на получение рекламных уведомлений.

Но бывают и такие случаи, когда ты нигде не оставлял свой мобильный номер, а спам всё равно приходит. В этом случае автору рассылки вряд ли удастся подтвердить наличие твоего согласия на получение каких-либо сообщений. Тогда в дело вступает закон.

Правовые документы

Есть три базовых документа: федеральный закон №38 «О рекламе», федеральный закон №152 «О персональных данных» и №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Согласно первому из них распространение рекламы по телефону допускается только при условии предварительного согласия абонента.

№149-ФЗ устанавливает, что сообщения, которые получают абоненты, должны включать в себя достоверные сведения об их обладателе. Далеко не все распространители рекламы соблюдают это условие.

Закон «О персональных данных» тоже довольно категоричен: «обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных».

Этапы защиты

Первый шаг — понять, какая именно компания присылает сообщения и написать официальное письмо на адрес организации с требованием исключить тебя из рассылки. Отправить такое письмо можно по электронной или обычной почте (с уведомлением). Если с компанией-спамером заключены договорные отношения (например, это банк, в котором открыт счет, или онлайн-магазин, где есть зарегистрированный аккаунт), то к письму необходимо приложить подтверждающие документы. В частности, скриншот оферты на сайте, с которой ты соглашался и ставил «галочку».

В теле письма важно указать, что на основании статьи 14 федерального закона «О персональных данных» №152-ФЗ ты имеешь право на получение информации о том, как происходит обработка твоих персональных данных, и требуете предоставить эти сведения. Как правило, компаниям сложно ответить на такой запрос, в связи с чем они предпочтут прекратить звонки и рассылки.

Второй шаг — получить обратную связь. Это может быть ответный email вида «Ваша заявка принята и будет рассмотрена» (даже автоматический) или уведомление «Почты России» о доставке письма адресату. В ряде случаев навязчивые звонки прекращаются уже на этом этапе, поскольку компания получила от тебя официальный запрос. Если же спамеры продолжают беспокоить, необходимо идти дальше.

Третий шаг — обращение в ФАС, Роспотребнадзор и Роскомнадзор. Писать можно сразу во все инстанции, тем более что на сайте каждой из них для этого предусмотрена отдельная форма.

Как составить официальную жалобу

Жалоба должна содержать краткое описание ситуации, имя и номер отправителя, текст сообщения и время (отправки/доставки). Будь готов также сообщить свои личные данные: ФИО, место проживания, — для достоверности отправленной информации и возможности получить оповещение. Обязательно нужно предоставить доказательства того, что ты не давал свой номер организатору рассылки добровольно. Имеет смысл требовать провести проверку оператора связи и орагнизатора спам-рассылки на предмет нарушения законодательства Российской Федерации.

Если речь идет о жалобе в ФАС, то в письме нужно указать следующую формулировку: «Я (ФИО) даю согласие на получение Федеральной антимонопольной службой России информации о детализации счета, телефонных соединениях, SMS-сообщений, иных переданных данных на мой мобильный номер (номер телефона)». Это ускорит работу ведомства и увеличит твои шансы на успех.

В ответ на твое отправленное сообщение о жалобе, должно прийти подтверждение о принятии запроса к действию в виде смс, письма или заказного письма.

Если же дело дойдет до суда, доказывать о наличии твоего согласия на получение рассылок будут мобильные операторы, рекламораспространители или другие рассыльщики спама, а не ты самостоятельно. Убедись «для успокоения совести», что действительно не давал согласия на спам-рассылку (например, в договоре на получение услуг).

От души желаем тебе поскорее избавиться от надоедливого спама. И помни: кто предупрежден - тот вооружен!


Поделись этой инфой со своими:

Посмотреть другие советы Узнать кто звонил